ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
«БУДЬ со мной. Развитие движения наставничества и волонтерства в помощь молодежи в трудной жизненной ситуации»
География проекта – Пермский край
Реализатор проекта – Некоммерческий фонд «Пермский краевой фонд поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Поможем детям»
Руководитель проекта – Волков Александр Витальевич, председатель фонда
Актуальность проекта «Мы рядом – мы поможем»
В крае сегодня проживает 2541 приемная семья, где воспитывается 5 153 ребенка-сироты, под опекой (попечительством) находятся 8 244 ребенка, на усыновлении – 1131 ребенок. В организациях для детей-сирот воспитывается 960 детей.
В целом в Пермском крае созданы благоприятные условия для устройства и семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако имеется ряд проблем:
• возврат детей из замещающих семей;
• недостаточная эффективность деятельности по устройству в семьи подростков, сиблингов и детей с инвалидностью;
• недостаточная эффективность системы сопровождения замещающих семей;
• недостаточная эффективность мероприятий по подготовке к самостоятельной жизни выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей.
Как показывает зарубежный и отечественный опыт …
… молодые люди, лишенные долгосрочных отношений со значимыми взрослыми, с большей вероятностью склонны прийти к худшим результатам в социализации, чем молодые люди, в жизни которых есть заботливые взрослые, поддерживающие их при переходе к независимой взрослой жизни.
(Обзор систем защиты детства в России и США: на пути к взаимопониманию. Москва — Вашингтон, 2015).
Цель и задачи проекта
Цель – создание условий для успешной социализации и самостоятельной жизнедеятельности детей-сирот (возраст 12-18 лет), воспитывающихся в организациях для детей-сирот и воспитанников замещающих семей с трудностями в адаптации.
Задачи:
•апробировать технологию рекрутинга, обучения и сопровождения наставников (значимых взрослых) для подростков;
•обучить специалистов организаций для детей-сирот и НКО;
•обеспечить проведение внутренней и внешней оценки эффективности проекта;
•привлечь внимание широкой общественности к данной проблеме; информировать о возможностях участия в проекте, его результатах.
Целевые группы проекта:
•дети-сироты, воспитывающиеся в организациях для детей-сирот и воспитанники замещающих семей с трудностями в адаптации (100 чел.);
•граждане, готовые стать наставниками для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (100 чел.);
•замещающие семьи, испытывающие трудности в воспитании подростков (20 семей);
•специалисты, работающие с данными категориями (50 чел.).
Технологическая основа проекта
При разработке проекта использованы материалы курса по разработке и реализации программ наставничества для детей-сирот «7 ключей эффективного наставничества» и материалы проектов рабочей группы «Защита детства» российско-американской программы «Обмен социальным опытом и знаниями».
В рамках данного проекта будет использован опыт международных и российских организаций, реализующих программы наставничества, таких как «Хранители детства», «Кидсейв», «Старшие Братья Старшие Сестры».
Первый этап
(сентябрь-ноябрь 2016 года)
Здесь предполагается прохождение стажировки в «Кидсейв»; подготовка и обучение команды проекта, а также разработка программ и документации для реализации проекта.
Будет сформирована рабочая группа экспертов из числа сотрудников Фонда, представителей органов опеки и попечительства, сотрудников организаций для детей-сирот, включенных в проект.
Кроме того, на данном этапе будет разработан план информационной кампании по продвижению проекта в средствах массовой информации и на сайте организации будет размещена информация о начале реализации проекта, о возможностях для граждан присоединиться к проекту, пройти подготовку, стать наставником, «адвокатом» или волонтером.
Также будут разработаны и выпущены информационные буклеты для подростков, добровольцев и сотрудников организаций для детей-сирот, а также информационно-методические материалы, направленные на повышение родительской компетентности для замещающих родителей, воспитывающих детей со специальными потребностями.
Основной этап
(декабрь 2016 года – июль 2017 года)
В рамках основного этапа сотрудники проекта будут работать по двум основным направлениям:
1. Апробация технологии рекрутинга, обучения и супервизии наставников (добровольцев) в сфере содействия семейному устройству и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
•Рекрутинг добровольцев (поиск и привлечение).
•Отбор и обучение добровольцев (отсев и распределение по трем категориям: наставники, «адвокаты» и волонтеры).
•Мотивация и подготовка воспитанников организаций для детей-сирот.
•Мотивация и подготовка сотрудников организаций для детей-сирот.
•Мотивация и подготовка замещающих семей, испытывающих трудности в воспитании подростков.
•Проведение общих мероприятий с воспитанниками, добровольцами и замещающими родителями.
•Формирование и сопровождение пар «наставник‑подопечный».
•Мониторинг программы.
2. Стандартизация услуги по подготовке старших воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей к самостоятельной жизни в рамках
Заключительный этап
(август‑сентябрь 2017 года)
На заключительном этапе будут подведены итоги реализации проекта, проведена оценка эффективности программы на основе данных ежемесячного мониторинга и внешней экспертной оценки.
Будут подготовлены материалы о достижениях проекта для размещения в средствах массовой информации и на сайте организации. Реализация проекта будет продолжена за счет средств регионального бюджета, грантового финансирования и благотворительных средств.
Кроме того, будет организована межрегиональная интернет-конференция для обсуждения результатов проекта и возможностях тиражирования положительного опыта в других регионах России.
Ожидаемые результаты проекта – количественные
•Не менее 50 граждан стали волонтерами, адвокатами и наставниками проекта.
•Повысился уровень социализации и подготовленности к самостоятельной жизни не менее чем у 50 воспитанников организаций для детей-сирот и выпускников замещающих семей.
•Сформировано не менее 20 пар «наставник-подопечный».
•Обучено не менее 50 специалистов организаций для детей-сирот.
•Повышение родительской компетентности, нормализованы в процессе гармонизации детско-родительские отношения в 20 замещающих семьях.
Ожидаемые результаты проекта – качественные
•Повысился уровень толерантности в обществе по отношению к детям-сиротам.
•Повысился уровень гражданской активности, потребности в социальном служении среди населения.
•Повысился статус замещающей семьи в обществе.
•Создано информационно-консультационное пространство для социально активных граждан и замещающих семей.
Продолжение проекта …
… за счет средств регионального бюджета: стандартизация услуги по подготовке старших воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей к самостоятельной жизни в рамках технологии наставничества позволит в перспективе включить ее в перечень социально-педагогических услуг и предусмотреть финансирование за счет средств регионального бюджета
… а также за счет грантового финансирования и благотворительных средств.