В 2012 году назначен директором департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России. Кандидат философских наук. Для сравнительно молодого педагога и чиновника - Евгению Сильянову 39 лет - карьера завидная. Хотя, если приглядеться, особо не позавидуешь. Инклюзивное образование - лишь одна из сложнейших задач, которыми занимается департамент.
- Евгений Александрович, для тех, кто не в теме, поясните: что такое инклюзивное образование?
- Как, разве можно этого не знать? Термин на слуху сейчас.
- У педагогов - возможно, но вряд ли все родители школьников в курсе.
- Инклюзивное образование (от франц. inclusif - включающий в себя) - это система обучения, создающая равные возможности для обычных, скажем так, детей и тех, кого природа в физическом плане несколько обделила - зрением, слухом, еще чем-то. У таких детей особые потребности, к ним нужен особый подход, но это не значит, что место им - только в специальных школах. Им можно и нужно создать условия для обучения среди сверстников в общеобразовательных школах.
Есть "Восемь принципов инклюзивного образования", например: "Ценность человека не зависит от его способностей и достижений", "Каждый человек способен чувствовать и думать", "Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным" и так далее.
- Знаете, какие-то вполне очевидные тезисы.
- Чтобы они стали очевидными, педагогическая наука проделала большой и долгий путь. Это сейчас инклюзивное, совместное обучение признано во всем мире. Развитие инклюзивного образования и для нас сегодня приоритет.
- А есть ли какие-то данные по масштабу внедрения этой модели обучения?
- Родители все больше доверяют модели инклюзивного образования. Это не по моим субъективным ощущениям, а по данным статистики: сегодня инклюзивно учатся 55% детей с ограниченными возможностями здоровья. Действует госпрограмма "Доступная среда", и благодаря ей по всей стране за 2011-2013 годы появилось 3345 образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение.
Программа позволяет комплексно решать материально-технические и кадровые задачи, чтобы дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья получали качественное образование. В 2011-2015 годах на реализацию мероприятий "Доступной среды" предусмотрено 17 млрд рублей: 8,6 млрд - из федерального бюджета, 8,4 млрд - из бюджетов субъектов Федерации.
- На что же идут эти средства?
- В основном на создание в школах универсальной безбарьерной среды и особых материально-технических условий. Здания школ реконструируются, оснащаются специальным учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием; школы получают специализированный автотранспорт. Все это необходимо для организации коррекционной работы и обучения детей - инвалидов по слуху, зрению, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- Простите, не совсем понимаю. Если ребенок-колясочник, скажем, может полноценно участвовать в учебном процессе в обычной школе, то инвалид по зрению или слуху - он же не видит, что написано на доске, не слышит, что говорит учитель.
- Об очень сложных случаях речь и не идет. Потом, почему вы говорите: обычная школа. Инклюзивная - это, как я уже объяснял, не обычная школа. Там применяются специальные методики, работают специально подготовленные педагоги.
- Но все же, может, лучше некоторым детям обучаться в специальных коррекционных школах? Или вы планируете от них отказаться вообще?
- Ни в коем случае! Минобрнауки России неоднократно высказывало свою позицию, направляло разъяснения, и сейчас я еще раз подчеркну: недопустимо закрывать специальные школы без создания для детей адекватных условий получения образования с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Специальные коррекционные школы, отдельные классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивные классы в общеобразовательных школах - это взаимодополняющие, а не взаимоисключающие элементы системы общего образования.
- По данным мониторинга, ведущегося в рамках ФЦПРО, обучение по индивидуальным программам практикуется уже в 45% российских школ. Отчасти это обусловлено и желанием создать комфортные условия для школьников, имеющих проблемы со здоровьем. Но готовы ли педагоги к такой работе?
- Действительно, чтобы успешно работать по инклюзивным программам, педагоги должны обладать более широким спектром профессиональных компетенций. Поэтому сейчас многие из них включены в интенсивный этап повышения квалификации, профессиональной переподготовки. В ходе первых трех лет реализации программы "Доступная среда" 3835 учителей, специалистов и руководителей региональных образовательных учреждений прошли специальное обучение. В 2014 году было подготовлено 400 тьюторов (от англ. tutor - воспитатель, наставник, личный куратор ученика) из региональных институтов повышения квалификации, которые в свою очередь организовали аналогичные курсы на местах.
Всего за пять лет реализации программы планируется обучить более 24.000 педагогов. В 2014-2015 годах будет осуществлен проект по повышению квалификации специалистов территориальных и центральных психолого-медико-педагогических комиссий.
С 1 января 2015 года вступит в силу профессиональный стандарт педагога, в котором описаны его профессиональные компетенции по обучению и взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В будущем же году будут определены профессиональные стандарты по должностям: учитель-логопед, учитель-дефектолог, тьютор и ассистент (помощник).
- Где интересующимся узнать подробности об этих стандартах?
- По заказу Минобрнауки России ведется разработка федеральных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Этой работой занимается РГПУ им. А. И. Герцена. Более того, 124 образовательные организации из 24 регионов уже приступили к их апробации. Создан специальный информационный ресурс - fgos-ovz.herzen.spb.ru, на котором со стандартами можно ознакомиться более подробно.
- Размах реформ, конечно, впечатляет. Но я вот представляю себе детей-инвалидов в сегодняшней школьной среде, которая порой весьма жестока. Там и здоровых-то одноклассников нередко гнобят...
- Конечно, у детей с ограниченными возможностями адаптация обладает рядом особенностей, а потому она должна контролироваться специалистами.
Опыт показывает, что ребята органично вписываются в образовательную среду, если для них не только созданы специальные условия, но и обеспечено толерантное отношение. Это важный социальный маркер, и поддержание таких отношений - важнейшая задача и специалистов образовательных организаций, и родителей, и каждого из нас. Мы, взрослые, должны помнить, что наши опасения, тревоги, предрассудки могут стать частью мировоззрения детей и во многом определяют их поступки, а также отношение к ним одноклассников.