Продолжительность лагеря составила 18 календарных дней. В лагере отдыхали 80 человек, обучающихся в общеобразовательных учреждениях 20 территорий Пермского края, участвующих в работе школьных служб примирения.
Лагерь соответствовал всем необходимым санитарно-эпидемиологическим, пожарным требованиям и требованиям гражданской обороны, о чем свидетельствуют результаты неоднократной экспертизы в период проведения лагеря. Границы территории лагеря были обозначены деревянным ограждением, доступ посторонних лиц на территорию лагеря был ограничен, так же как и выход детей за территорию лагеря за исключением проведения отдельных организованных мероприятий. Пере-дача детей под ответственность родителей в период проведения смены (временно или постоянно) была закреплена локальными актами начальника лагеря. Услуги в лагере оказывались в соответствии с Государственным стандартом социального обслуживания населения Пермского края «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления». Помещения в лагере соответствовали рекомендуемым нормам, указанным в приложении 5 к СанПиН 2.4.4.1204-03. На территории лагеря ежедневно работали душевые кабины с постоянным наличием горячей и холодной воды. Дети размещались в спальных помещениях в количестве от 2-х до 5-ти человек, из расчета не менее 4,5 кв. м на одно койко-место. Жилые помещения были оснащены необходимой исправной мебелью, туалетные комнаты находились в здании. В период пребывания детей в лагере было осуществлено страхование детей в страховой компании "Уралсиб"
Было обеспечено 5-ти разовое витаминизированное питание в соответствии со всеми необходимыми требованиями, включая ежедневное наличие свежих фруктов и наличие питьевой воды в корпусах.
Заезд был осуществлен в соответствии с графиком, по предваритель-ному согласованию с Заказчиком. В день заезда и выезда было обеспечено сопровождение детей к лагерю и обратно в соответствии со всеми необхо-димыми требованиями.
2. В период проведения смены в лагере постоянно находились следу-ющие сотрудники:
• медицинский работник – 1 человек;
• психолог – 1 человек;
• воспитатели и вожатые, прошедшие подготовку для работы в лаге-ре по тематической программе и восстановительным технологиям в объеме 24 часов – 8 человек;
• обучение проводили опытные педагоги-тренеры (4 человека), имеющие соответствующую подготовку.
Реализация программы лагеря.
Лагерь был организован по предварительно разработанной профильной оздоровительно-образовательной программе, включающей перечень медицинских, образовательных, психологических, культурно-досуговых и иных мероприятий в соответствии с Государственным стандартом. Физическое воспитание и оздоровительные мероприятия проводились в соответствии с СанПиН 2.4.4.1204-03.
В качестве концептуальной идеи лагеря является идея о развитии и поддержке сети школьных служб примирения Пермского края в условиях летнего детского оздоровительного лагеря. Данная идея предполагает развитие каждого ребенка на основе восстановительных ценностей, желающего активно развивать и продвигать ненасильственные способы разрешения конфликтов и эффективные способы выстраивания коммуникации между сверстниками. В связи с этим в лагере создается особый культурологический колорит – страна, где исключается насилие, а в приоритете восстановительные ценности: добровольность, уважение, активность, открытость и доверие. Важной составляющей концепции лагеря является идея самоорганизации, способности проектировать, самоопределяться в сфере социально-значимой деятельности. Концепция лагеря включает в себя деятельность по нескольким направлениям: обучение и обмен опытом активистов различных ШСП Пермского края, организацию тематического досуга, выстраивание эффективной структуры самоуправления, обеспечение качественного психологического сопровождения отдыха детей.
В числе профильных образовательных мероприятий были проведе-ны:
-обучающие программы для детей в общем объеме 40 часов, ориентированные на разный уровень подготовки детей: начальный (базовый), основной, тьютерский, кроме этого, в лагере реализовывалась обучающая программа «Информационное сопровождение деятельности ШСП». Обучение было организовано в 5 группах. Все занятия проводились с использованием мультимедийного оборудования, дети были обеспечены методическими материалами. В программу мероприятий был включен показ специализированных фильмов для детей с демонстрацией особенностей работы ведущих восстановительных программ. В качестве итоговой аттестации по программам было проведено тематическое тестирование, представление практического опыта ребят в рамках конкурса «Я медиатор». Ребята, получившие положи-тельный результат, получили сертификаты об обучении. В ходе реализации обучающих программ была использована форма обучения «Сверстник- сверстнику». Более старшие ребята на своих мастер-классах представляли свой опыт проведения восстановительных программ, рассказывали о том, как школьные службы примирения работают в их образовательных учреждениях. Традиционно ребята разрабатывали свои проекты по развитию школьных служб примирения в своих территориях и в крае в целом. Было разработано 14 проектов, 5 из них стали лауреатами конкурса. Наибольший интерес и весомую материальную поддержку получил проект «Золотая середина» парламентской команды. Основная идея ребят, авторов этого проекта, создание и расширение сети ШСП, объединение территориальных команд в единое движение Пермского края. Образовательными услугами в объеме 15 часов в неделю был охвачен каждый ребенок в лагере.
24.08.2014 был проведен круглый стол «Школьные службы примирения: за горизонтом», на котором была организована встреча с Уполномоченным по правам ребенка в Пермском крае, Миковым П.В. Ребята обсуждали перспективы развития школьных служб примирения в Пермском крае, обменивались мнениями о возможностях развития своей деятельности в образовательных учреждениях.
Психологическое сопровождение детей проводилось весь период смены: была проведена входящая и итоговая диагностика детей, тренинги обучения конструктивной коммуникации, ежедневно проводились индивидуальные консультации. Психологические услуги в лагере оказывались из расчета не менее 2 часов на каждого ребенка. При оказании психологических услуг была предусмотрена возможность проведения индивидуальных бесед с ребенком в отдельной комнате. Каждый участник лагеря поучаствовал в индивидуальных уроках здоровья с использованием приборов биологической обратной связи по программам ДАС-БОС-тренинга и коррекции психоэмоционального состояния.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия проводились ежедневно и включали: утреннюю гимнастику, соревнования по пионерболу и футболу, турнир по бигболу, спартакиаду и пр. Все спортивные мероприятия проводились с использованием спортивного инвентаря и оборудования. В числе оздоровительных мероприятий проводилось обучение детей верховой езде на лошадях. Занятия по плаванию не проводились в связи с холодными погодными условиями.
В числе культурно-досуговых мероприятий были проведены следующие мероприятия: дебаты и выборы президента, «Минута славы», «КВН», «Конкурс актерского мастерства», «Леди» и «Джентельмен» страны Мира», «Поэтический вечер» и др. Были показаны три художественных фильма. Все танцевальные вечера были тематические. Желающим была предоставлена художественная и научно-познавательная литература. Проведение культурно-досуговых мероприятий проводились ежедневно в специально отведенных местах с использованием необходимой теле-, видео-, аудиоаппаратуры, спортивного и иного инвентаря и оборудования в достаточном количестве в соответствии с возрастом участвующих в них детей.
Все мероприятия освещались информационной службой лагеря: пресс-центром. Были выпущены 5 коротких новостных программ, 2 газеты. Продукты пресс-центра получили высокую оценку участников лагеря.
В ходе реализации профильной смены все участники лагеря были обеспечены футболками и печатной продукцией с изображением логотипа лагеря, предварительно согласованным с заказчиком.
По итогам лагеря проведен семинар для руководителей школьных служб примирения, на котором был представлен опыт лагеря, результаты его проведения, перспективы развития.
Результаты работы профильного лагеря актива ШСП.
По итогам наблюдений, индивидуальных бесед можно сделать вывод, что тренинговые и семинарские занятия в условиях лагеря создали условия для большего осознания подростками своих мотивов поведения, своей роли в возникновении конфликтных ситуаций, активизировали их внутренние позитивные ресурсы (способность по-другому посмотреть на конфликт, придумать выход из трудной жизненной ситуации). Это повысило способность ребят адаптироваться к меняющимся условиям жизни, к возможным кризисным ситуациям в будущем. Часть детей расширила свои практические навыки в сфере восстановительных технологий, часть - освоила начальные навыки проведения программ примирения, что позволит им активно включиться в работу школьных служб примирения в своем учебном заведении.
В ходе лагеря проводилась входящая и итоговая диагностика детей. Для диагностики использовалась методика самооценки Дембо-Рубенштейн. Показатели самооценки представлены в таблице 1.
Таблица 1.
В начале смены В
конце
смены
здоровье 6,9 6,5
внешность 6,3 6,8
уверенность в себе 6,6 7
коммуникативные навыки 7,2 7,5
оптимизм 7,2 7,7
организационные навыки 6,6 7,3
навыки ведущего ВП 4,9 6,5
навыки рефлексии 6,4 7,2
навыки саморегуляции 6,5 7,1
По данным диагностики можно увидеть, что уровень основных навыков ведущего ВП вырос. Кроме этого, дети стали проявлять больше интереса к процессу деятельности.
По итогам работы анкеты обратной связи 95% детей высказали желание приехать в лагерь в будущем году. Самым полезным для них оказалось общение и восстановительные технологии. 90% детей высказали полную готовность продолжать деятельность в ШСП, 82% готовы разрешать конфликты сверстников, 66% готовы содействовать созданию (развитию) районного актива ШСП, 68% готовы участвовать в мероприятиях различного уровня, 38% готовы участвовать в работе краевого парламента. Уровень удовлетворенности жизнью в лагере ребята оценили в среднем на 8,8 баллов по 10-ти балльной шкале.
В целом, опыт проведения профильного лагеря актива школьных служб примирения «Страна Мира - 2014» оказался успешным, впервые за 4 года позитивная динамика наблюдалась по всем показателям самооценки, а также ребята обозначили высокий уровень удовлетворенности всей сменой. На 20% увеличилось количество детей, готовых разрешать конфликты сверстников, на 15% (с 75% в 2012г. до 90% в 2014г.) увеличилось количество мотивированных детей к работе в командах ШСП в своих образовательных учреждениях. По итогам обучения дети продемонстрировали хорошие навыки ведущих восстановительных программ, получили навыки тьютерской работы. У ребят развился уровень ответственности за развитие движения ШСП в пермском крае: появился проект создания детского парламента ШСП, увеличилось количество желающих его реализовывать.
Перечень оборудования, использованного в ходе проведения лагеря:
1) Муз.центр «Sony» MXC–6NZ7D
2) Муз.центр «Sony» CMT–WS2D
3) Микрофон «Philips» SBC MD650
4) Сетевой фильтр «Buro» на 6 розеток
5) LCD проектор «Mircale» ARS-26
6) DVD плеер «LG» DKS-9500H
7) LCD телевизор «Sharp» LC-32P551
8) Ноутбук «Samsung» R20P (2 шт.)
9) Ноутбук «Samsung» P29
10) Системный блок «Aqarius» (2 шт.)
11) Монитор «Samsung» SyncMaster 740N (2шт.)
12) Цифровой фотоаппарат «Olimpus» FE240
13) Видеокамера «Sony» Handycam DRC-DVD 505E
14) Принтер/копир «Xerox» Workcentre PE 120i
15) Колонки «Genius» SP-Q06S
16) USB 3G модем E173