К сожалению, травля, или буллинг, – довольно распространенное явление в наших школах и даже в детских садах. Многочисленные исследования показали, что травля распространена во всех странах, в каждой школе в среднем каждый пятый ребенок был или по сей день является жертвой травли, а каждый седьмой когда-либо изводил других. Ситуации травли могут быть обнаружены и за пределами образовательной системы: в армии, в тюрьме, на работе.
Травля как она есть
Травля, или буллинг, — это физические или социальные негативные действия, производящиеся систематически на протяжении длительного времени одним или несколькими лицами и направленные против того, кто не имеет возможности защитить себя в актуальной ситуации.
Выделяются следующие виды травли:
- физическая (физическое воздействие, направленное на человека – битье, пинки, толчки и т.п. - или на его личные вещи - порча, отбирание и перемещение в неизвестном направлении);
- вербальная («обзывательства», дразнилки, распространение сплетен и т.п.);
- социальное исключение (бойкот, т.е. прекращение отношений, остракизм, т.е. изгнание, гонение, отвержение).
Травля — явление возрастное. Возникает она в старшем дошкольном возрасте. Частота физической травли возрастает на протяжении обучения в начальной школе и в 3-6 классах достигает пика. В подростковом возрасте (11—14 лет) у ребенка возникает необходимость осознать себя через противопоставление другим. Появляется желание принадлежать к чему-то большему; становится жизненно необходимо чувство групповой сплоченности. И если одних сплачивает общее дело и интерес — кружок экологов, археологов, журналистов (и потому в таких коллективах травля крайне редкое явление), то в школе или летнем лагере, где дети просто собраны вместе, травля возникает довольно часто. Там, где нет ни общей цели, ни идеи, рано или поздно случается открытие: оказывается, можно сплотиться против кого-то.
Несмотря на столь значительную распространенность травли в школе, до недавнего времени эти ситуации не выделялись в качестве особой проблемы. Ситуация травли зачастую воспринимается как вполне «нормальное» и даже неизбежное явление: «это – болезнь роста», «современные дети жестоки»... Однако увеличение частоты убийств и самоубийств среди школьников заставило взглянуть на травлю детей в школе иначе.
Кого травят?
Жертвой травли может стать любой ребенок: и мальчик, и девочка; и излишне шумный, и скромный тихоня, и внешне успешный ученик. По словам психолога Л. Петрановской, «Не важно, что именно: очки, веснушки, вес, успеваемость, национальная или религиозная принадлежность, или финансовое положение семьи — все может быть поводом для травли. При этом один и тот же ребенок в одной группе будет своим, в другой — изгоем».
Кто травит?
Не следует сводить причину травли к качествам тех, кто травит. Безусловно, инициаторами часто являются дети внутренне, духовно не самые благополучные. Однако практика показывает: даже отъявленные травители, случайно оказавшись с жертвой, например, в очереди в детской поликлинике, будут мирно общаться. Взрослые люди, некогда бывшие участниками травли, вспоминают об ощущении особого упоения, удали и веселья, а также о чувстве комфорта. Дело в том, что уверенность в себе — удел более зрелого возраста. Маленькие дети, как правило, не имеют сформированной самооценки. Потому чем больше ребенок не уверен в себе, чем больше зависит от мнения окружающих, тем вероятнее, что он будет активно участвовать в травле. Такие дети панически боятся, что кто-то обратит внимание на их недостатки. Они из кожи вон лезут, чтобы перенаправить внимание, в том числе агрессию, на кого-то другого.
Кто виноват и что делать?
Прежде всего стоит оговориться, что деление на виноватых и невиновных в корне неверно и заводит в тупик. Когда людей обвиняют в чем-либо, они инстинктивно защищаются. В этот момент их не интересует, правы они или нет, главное — оправдаться. Дети не исключение. В особенности это касается зачинщиков, ведь ими зачастую становятся те, кто сам абсолютно не способен переносить стыд и вину (потому и травит).
К тому же дети зачастую не осознают, что именно делают. Для самих себя собственные действия они невинно обозначают так: «мы его дразним», «мы так играем» или «мы его не любим». От взрослого, который взял на себя ответственность за разрешение ситуации (будь то учитель, школьный психолог, вожатый в лагере, тренер или завуч), дети должны узнать истинное название вещей. А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется «травля». И это недопустимо. Бывает, что называния явления в категоричной форме достаточно, чтобы оно тут же сошло на нет.
Бесспорно, лучший способ сформировать у своего ребенка иммунитет против травли - это окружить его мощной защитой родительской любви. Когда ребенок понимает, что он любим, когда у него есть чувство собственного достоинства — его не так легко вывести из себя словами «рыжий, рыжий, конопатый»: подумаешь, глупости. Только благодаря безусловной родительской любви у человека с детства формируется устойчиво убеждение: жизнь хороша, меня любят, я хороший и имею право жить и быть любимым.
Счастливого и любимого ребенка не так просто поддеть; ребенка несчастливого зацепить легко: он весь — уязвимое место. Счастливый и внимания не обратит на чужие глупости; несчастный взвоет, ринется в погоню — и обеспечит обидчику фейерверк эмоций, которого тот и добивался.
Большая ошибка родителей — принимать правила игры преследователей, пытаться выбирать между жертвенностью и агрессией: либо «меня бьют и будут бить всегда, потому что я слабый», либо «меня бить ни за что не будут, я сильный и бить буду сам». При, казалось бы, очевидной разнице обе позиции сходны. Они обе базируются на убеждении: «сильный бьет слабого». Когда взрослый предлагает ребенку: «подумай, в чем сам виноват» — это равно призыву к капитуляции. Когда предлагает «дать сдачи, чтобы неповадно было», то, как минимум, предлагает наплевать на собственную безопасность и озвереть. Бывает, что старшие призывают вообще отречься от собственных чувств (не обращай внимания!), научиться скрывать за маской равнодушия свои внутренние переживания. Но и в первом, и во втором, и в третьем случае взрослый, по сути, солидаризируется с травлей как с явлением и оставляет ребенка с ней один на один.
Итак, алгоритм действий родителей.
1) Обозначить для себя и ребенка травлю как общую беду, как болезнь группы (школы). И начать бороться не с конкретными обидчиками, а с травлей как насилием, болезнью группы. Нужно раз и навсегда отказаться от правил игры, по которым «сильный имеет право бить слабого».
2) Сообщить о факте травли классному руководителю, причем не из позиции «униженного и оскорбленного», а с точки зрения поиска выхода из общей трудной ситуации.
3) Педагог дальше будет работать с классом, а родителям преследуемого ребенка остается лишь помочь ему пережить и переработать этот травматический опыт, чтобы он не искалечил, а сделал сильнее. Для этого, опираясь либо на родительскую интуицию, либо на рекомендации психолога и педагога, следует анализировать с ребенком травмирующую ситуацию, обсуждать чувства, которые испытывает ребенок и сами родители, мотивы поведения одноклассников, стратегии поведения ребенка.
4) После того, как экстренная помощь оказана, продолжать и далее работать над социальной адаптацией ребенка и его самопринятием. Учить конструктивно разрешать конфликты, отшучиваться и умело парировать при столкновении с вербальной агрессией; не бросаться в погоню за обидчиками, а обращаться за помощью к учителю или другому авторитетному посреднику. Самим не провоцировать травлю: не давать в школу ничего ценного, милого сердцу; не переделывать ребенка в угоду окружающим, но все-таки удерживаться от стремления кардинально отличаться от одноклассников (слишком экстравагантная прическа или одежда и т.п.)
5) Если предложенные меры не дают результата, приходится изъять ребенка из среды, где его травят. Когда нет принятия среды — нельзя работать над самооценкой. Можно забрать ребенка на семейное обучение, на экстернат и вернуть его в школу позднее. Мы, взрослые, можем выбирать для себя среду — можем уволиться с работы, где нас унижают. У детей такой возможности нет. Но мы можем им помочь, подыскав среду, где их будут принимать.
Оксана Леонидовна Лацильник,
психолог АУ ТО ДПО «Областной центр «Семья» г. Тюмень
В статье использованы материалы:
- журнала "Фома", март 2011 г.;
- книги Эрлинга Руланна «Как остановить травлю в школе: Психология моббинга» / Пер. с норв. — М.: Генезис, 2012;
- статьи Д.Кутузовой «Проблема травли детей в школе. Обзор зарубежных исследований» http://wpred.ucoz.ru/news/problema_travli_detej_v_shkole/2013-02-23-73
- материалы Интернет-портала Фома.ру.
Материал с ссайта: http://detkitmn.ru/