eng.GIF, 1,5kB rus.GIF, 1,4kB
Авторизация пользователя
Логин
Пароль
Зарегистрироваться

Вы можете помочь!




Новость за 10 декабря 2013 года

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2024
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2023
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2022
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2021
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2020
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2019
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2018
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2017
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2016
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2015
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2014
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2013
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2012
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2011
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2010
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2009
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2008
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2007
10.12.2013
Международное усыновление

Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, и лицами без гражданства. Процедура такого усыновления регламентируется ст. 124, 165 Семейного кодекса Российской Федерации, главой 29 ГПК Российской Федерации, Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», другими нормативными правовыми актами. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002г. №217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием", на основании Федерального закона от 16 апреля 2001г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи, вправе обратиться за информацией о детях, оставшихся без попечения родителей, к любому региональному (как правило, орган управления образованием субъекта Российской Федерации) или федеральному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, по своему выбору. Иностранные граждане предъявляют соответствующему оператору документ, удостоверяющий их личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, и представляют: заявление о своем желании усыновить (удочерить) ребенка и с просьбой ознакомить их с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих их пожеланиям; заполненные анкеты граждан; обязательство поставить в установленном порядке на учет в соответствующем консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) ими ребенка; обязательство предоставлять возможность для обследования условий жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка; копию документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве; заключение компетентного органа государства, гражданином которого он является (для гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, или лица без гражданства - государства, в котором он имеет постоянное место жительства), об условиях его жизни и возможности быть усыновителем (удочерителем). К заключению прилагаются фотоматериалы о его семье; обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и представлять отчеты об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителя (удочерителя); обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина проконтролировать постановку на учет в консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) ребенка; копию лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке документов, указанных в подпунктах "е" - "з" настоящего пункта. Документы, указанные в подпунктах "а"-"г", принимаются к рассмотрению в течение года с даты их составления, а указанные в подпунктах "е"-"и" - в течение года со дня их выдачи. Если законодательством иностранного государства предусмотрен иной срок действия документов, указанных в подпунктах «е» - «и», то они могут рассматриваться в течение срока, установленного законодательством соответствующего государства. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий за пределами Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства в случае выезда на момент оформления им усыновления (удочерения) ребенка в другое государство на срок более одного года (на работу или по иным причинам), кроме документов, указанных в подпунктах "а" - "д", представляет следующие документы: заключение о возможности быть усыновителем (удочерителем) и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и постановкой его на консульский учет в консульском учреждении Российской Федерации по возвращении в государство постоянного места жительства, выданные компетентным органом этого государства; заключение об условиях его жизни и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и постановкой его на консульский учет в консульском учреждении Российской Федерации по прибытии в государство, на территории которого он проживает на момент оформления усыновления (удочерения), выданные компетентным органом этого государства. Все представленные документы должны быть легализованы в установленном порядке, переведены на русский язык, подпись переводчика должна быть удостоверена в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства иностранного гражданина, либо нотариусом на территории Российской Федерации. При выборе гражданином ребенка соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка и информирует об этом в 3-х-дневный срок орган опеки и попечительства или регионального оператора по месту фактического нахождения указанного ребенка. В случае усыновления ребенка иностранными гражданами при содействии представительства специально уполномоченной иностранным государством органа и/или организации по усыновлению детей на территории Российской Федерации, документы иностранного кандидата в усыновители представляются соответствующему региональному или федеральному оператору сотрудником представительства. Соответствующий оператор представляет по просьбе иностранного кандидата в усыновители либо сотруднику представительства информацию о подобранном ребенке. Данная информация носит производный характер. Конфиденциальную информацию о ребенке усыновители могут получить по приезде в Российскую Федерацию для знакомства с ребенком. Иностранный гражданин обязан в установленный для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этого ребенка и о принятом им решении о его усыновлении. При этом кандидаты в усыновители (как российские, так и иностранные) вправе: получить информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников для того, чтобы установить, является ли усыновляемый «квалифицированным» сиротой; обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка. Кандидаты в усыновители обязаны: познакомиться с ребенком и установить с ним контакт; ознакомиться с документами усыновляемого ребенка; подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка. Таким образом, досудебная подготовка дела по международному усыновлению осуществляется федеральным или соответствующим региональным оператором государственного банка данных, сотрудником органа опеки и попечительства. Установление усыновления производится соответственно верховным судом республики, краевым (областным) судом, судом города федерального значения, судом автономной области и автономного округа по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка по заявлению кандидата в усыновители. К заявлению об установлении усыновления помимо вышеперечисленных документов должны быть приложены: копия свидетельства о рождении усыновителя - при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке; копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) - при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке; при усыновлении ребенка одним из супругов - согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года; медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя); В соответствии со статьей 127 Семейного кодекса Российской Федерации, исключается возможность быть усыновителями лицам, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, установлен постановлением Правительства Российской Федерации № 542 от 1 мая 1996 г.: туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации; заболевание внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; наркомания, токсикомания, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I, II группы, исключающие трудоспособность. Таким образом, медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей должно содержать информацию об отсутствии перечисленных заболеваний. справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах; документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение; документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители; заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства - государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями, разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства. Все документы представляются в суд в двух экземплярах. Документы, представляемые в суд, также должны быть легализованы в установленном порядке, переведены на русский язык, подпись переводчика должна быть удостоверена в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства иностранного гражданина, либо нотариусом на территории Российской Федерации. Часто в практике работы кандидаты в усыновители, сотрудники региональных банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей, органов опеки и попечительства задают вопрос о том, сколько раз должен приезжать в Россию иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка. Законодательством количество приездов не установлено. Однако, как правило, иностранные граждане приезжают в Россию дважды. В первый приезд они осуществляют подбор и знакомятся с ребенком, подают документы в суд. Второй раз кандидаты в усыновители приезжают непосредственно на судебное заседание. Это связано с тем, что с момента подбора ребенка до судебного заседания может пройти не один месяц. Дела по усыновлению рассматриваются в рамках общих процессуальных сроков, установленных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. От тщательности подготовленных документов, сбора всех необходимых доказательств во многом зависит и срок рассмотрения дел в суде. Заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием, помимо усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет (ст. 273 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение об усыновлении принимает суд, который удовлетворяет просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка или отказывает в ее удовлетворении. При удовлетворении просьбы об усыновлении суд признает ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) и указывает в решении суда все данные об усыновленном и усыновителях (усыновителе), необходимые для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния. При наличии исключительных обстоятельств, вследствие которых замедление в исполнении решения об усыновлении может привести к невозможности самого исполнения, суд, исходя из статьи 212 ГПК РФ, вправе по просьбе усыновителей (усыновителя) обратить решение к немедленному исполнению, когда требуется срочная госпитализация усыновленного для проведения курса лечения и (или) оперативного вмешательства и промедление ставит под угрозу жизнь и здоровье ребенка. Статья 134 Семейного кодекса Российской Федерации дает право усыновителю по его просьбе присваивать ребенку свою фамилию, а также указанное им имя; отчество усыновленного ребенка определяется по имени усыновителя, если усыновитель мужчина, а при усыновлении ребенка женщиной - по имени лица, указанного ею в качестве отца усыновленного ребенка. Если фамилии супругов-усыновителей различные, по соглашению супругов-усыновителей усыновленному ребенку присваивается фамилия одного из них. При усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке, по его просьбе фамилия, имя и отчество матери (отца) усыновленного ребенка записываются в книге записей рождений по указанию этого лица (усыновителя). Изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия, за исключением случаев, когда ребенок до подачи заявления об усыновлении проживал в семье усыновителя. Об изменении фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка указывается, как было сказано выше, в решении суда о его усыновлении. Статья 135 СК РФ предусматривает возможность изменения даты и места рождения усыновленного ребенка. Изменение даты рождения согласно п. l ст. 135 СК может быть произведено только в целях обеспечения тайны усыновления и при усыновлении ребенка достигшего возраста одного года и старше. Дата рождения может быть изменена не более чем на три месяца, то есть усыновленный в пределах 3-х месяцев может быть зарегистрирован ранее или, наоборот, позднее его фактического рождения. Возраст усыновляемого меняется чаще всего тогда, когда отсутствует необходимая разница в возрасте между другими детьми усыновителя и усыновленным. Место рождения требует изменения, если фактическое место жительства усыновителей не совпадает с фактическим местом рождения ребенка. Возможность изменения имени, фамилии и отчества усыновляемого никоим образом не зависит от записи усыновителя в качестве родителя. То есть в случае, если суд отказывает усыновителям в записи их в качестве родителей, им не может быть отказано в изменении имени, отчества и фамилии усыновляемого ребенка. При удовлетворении заявленной просьбы взаимные права и обязанности усыновителей и усыновляемого ребенка устанавливаются со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка (ч.2.ст.274 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Таким образом, суд, удовлетворив заявление об усыновлении, может отказать в части удовлетворения просьбы усыновителей (усыновителя) о записи их в качестве родителей (родителя) ребенка в записи акта о его рождении, а также об изменении даты и места рождения ребенка. При удовлетворении заявления об усыновлении права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступления решения суда в законную силу об усыновлении ребенка. Копия решения суда об усыновлении ребенка направляется судом в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу в орган записи актов гражданского состояния по месту принятия решения суда для государственной регистрации усыновления ребенка. На основании решения суда об усыновлении ребенка и, соответственно, записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, орган ЗАГСа вносит необходимые изменения в актовую запись о происхождении ребенка (п. 2 ст. 42, ст.44-45 Закона об актах гражданского состояния). Усыновители получают свидетельство об усыновлении - в органах ЗАГС, паспорт на усыновленного ребенка - в соответствующем отделе виз и регистрации ОВД и, наконец, получают иммиграционные документы на ребенка - в посольстве своей страны. Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении его лицами, не состоящими в гражданстве Российской Федерации, сохраняет гражданство Российской Федерации. Если усыновители или один из усыновителей имеют иное гражданство, то по их ходатайству гражданство Российской Федерации у усыновленного ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено иное гражданство. При этом достоверность данных сведений и сам процесс предоставления ребенку гражданства должен контролироваться консульскими учреждениями Российской Федерации. Данное положение обусловлено тем, что выезд ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, за ее пределы на постоянное место жительства совместно с усыновителями, создает ситуацию, при которой компетентные органы России не могут надлежащим образом гарантировать достаточный уровень защищенности прав и свобод своего гражданина. Защита прав и интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, вне территории Российской Федерации осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Такая защита осуществляется консульскими учреждениями Российской Федерации, в которых усыновленные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия (п. 3 ч. 1 ст. 165 СК РФ). Порядок постановки на учет определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275 (в ред. от 10.03.2005 г.). Постановка на учет усыновленных детей в России должна производиться в 3-х-месячный срок со дня их въезда в государство места проживания усыновителей. Возможна постановка на учет до выезда из Российской Федерации в Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации. Для постановки на учет усыновленного ребенка необходимо представить следующие документы: заявление о постановке на учет с фотографией ребенка; свидетельство об усыновлении; документы, удостоверяющие личность усыновителей и ребенка. В случае оформления усыновления при содействии представительства специально уполномоченного иностранным государством органа или организации по усыновлению детей, представляющего интересы усыновителей в Российской Федерации, контроль за постановкой детей на учет осуществляется указанной организацией (при перемене места жительства усыновители обязаны известить консульское учреждение об этом и встать на учет по их новому месту проживания). В соответствии с установленным законом порядке (постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением», Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275) компетентными органами государств, на территории которых проживают усыновленные дети, принявшими на себя обязательства по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей, либо соответствующими иностранными организациями по усыновлению, представительства которых имеются на территории Российской Федерации, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляются отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей. В первый год после усыновления обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 5 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении; отчет представляется не позднее окончания 7-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении. Второе обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 11 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении; отчет представляется не позднее окончания 13-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении. Третье обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 23 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 25-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении. Четвертое обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 35 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении; отчет представляется не позднее окончания 37-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении. Представление отчетов по истечении 3 лет с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка и до его совершеннолетия осуществляется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от конкретной ситуации, складывающейся в семье усыновителей. Отчеты представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства. Представляемые отчеты должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, а также переведены на русский язык. При этом перевод либо подпись переводчика удостоверяются в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства усыновителей либо нотариусом на территории Российской Федерации.



РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД
Пермское краевое отделение

Пермский краевой фонд поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
© 2009 РЦИ ПНИПУ