Министерство образования и науки Российской Федерации в соответствии с установленной компетенцией осуществляет выработку государственной политики, нормативно-правовое регулирование и методическое обеспечение деятельности в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей. Эта сфера в полном объеме охватывает и вопросы защиты прав детей, находящихся в организациях для детей-сирот.
Сегодня мы делаем все возможное для того, чтобы обеспечить право каждого ребенка на семью, поддержать различные формы семейного устройства детей-сирот, сократить число детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. При этом в случаях, если дети все-таки остаются без родительского попечения, основной акцент в деятельности по защите их прав делается на развитии семейных форм их устройства. Что, естественно, влечет за собой сокращение количества интернатных учреждений для детей-сирот и численности воспитывающихся в них детей.
За прошедшие годы уже удалось достичь определенных положительных результатов. За последние 6 лет (с 2006 по 2012 годы) сократилось:
на 41% (со 127 до 74,7 тыс. человек) - число детей-сирот, выявляемых в течение года;
на 29% (с 62,8 до 44,1 тыс. человек) - число родителей, лишенных родительских прав;
на 32% (со 177 до 120,7 тыс. человек) - число детей, нуждающихся в устройстве на воспитание в семьи, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
В частности, сократилось на 27% (с 1 770 до 1 287 учреждений) - количество государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот, и на 42% (со 123 тыс. до 71 тыс. детей) - численность детей, находящихся в этих учреждениях.
К проблеме социального сиротства, семейного устройства детей-сирот сегодня приковано пристальное внимание, как государства, так и общества. Государственная политика и законодательство в сфере защиты прав детей-сирот постоянно совершенствуются.
Очевидно, для решения проблем, затрудняющих семейное устройство детей-сирот, необходимы новые механизмы и инструменты.
Основополагающими документами стали Указы Президента от 1 июня 2012 года об утверждении Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В целях реализации Указа № 1688 принят ряд нормативных актов. Вышеперечисленными актами:
упрощаются процедуры и сокращаются сроки устройства детей-сирот на воспитание в семьи;
уточняются полномочия органов опеки и попечительства по сопровождению и оказанию помощи семье;
увеличиваются размеры федеральных пособий и пенсий детям инвалидам, в том числе при усыновлении ребенка-инвалида, ребенка старше семи лет, а также братьев и сестер.
Принятые в рамках реализации этих документов меры уже позволили достичь определенных результатов. Сегодня на учете в государственном банке о детях находятся сведения о 110 тыс. детей-сирот, это на 9 тыс. детей меньше чем в начале 2013 г. и на 16,5 тыс. детей меньше чем в начале 2012 года.
Согласно оперативным данным, поступившим от органов власти субъектов Российской Федерации в первом полугодии 2013 года по сравнению с первым полугодием 2012 года на 3,4% снизилось число вновь выявленных детей-сирот, а число детей, переданных на воспитание в семьи, увеличилось на 9,7 % (первое полугодие 2012 г. - 28947 детей, 2013 г. - 31762 ребенка).
Всего за 9 месяцев 2013 года было устроено на воспитание в семьи - 48 536 детей. По прогнозным данным до конца года органы опеки и попечительства планируют передать гражданам на воспитание еще 17 060 детей. Таким образом, планируется устроить в течение 2013 года 65596 детей, что может превысить показать прошлого года на 6,7 % (в 2012 году было устроено в семьи граждан 61428 детей, при этом было выявлено 74724 ребенка).
В то же время сохраняется ряд проблем, не позволяющих обеспечить в полном объеме реализацию права детей на воспитание в семье.
Остается высокой численность выявляемых в течение года детей-сирот (в 2012 году - более 74 тыс. детей), в том числе «социальных сирот» (в 2012 году - более 62 тысяч). Только в 2012 году более 44 тысяч граждан лишены родительских прав.
2 июля 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 167, которым внесены изменения в Семейный кодекс, закрепляющие принцип, что дети, оставшиеся без попечения родителей, только при отсутствии возможности их передачи на воспитание в семьи граждан временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот всех типов.
Таким образом, установлен безусловный приоритет семейных форм устройства детей-сирот. Вопрос о помещении детей этой категории под надзор в организацию для детей-сирот сегодня должен рассматриваться органами опеки и попечительства только в случае, если оперативно устроить ребенка в семью, в том числе под предварительные опеку или попечительство, не представляется возможным.
Однако, как свидетельствует не только российская практика, но и опыт зарубежных стран, помещение детей-сирот под надзор в организации для детей-сирот различной ведомственной принадлежности до настоящего времени все еще остается одной из актуальных форм их жизнеустройства.
По состоянию на конец 2012 года на территории Российской Федерации функционировало 1623 организации для детей-сирот, из них:
1 287 образовательных учреждения для детей-сирот (в них детей-сирот - 75,1 тыс.);
207 домов ребенка (в них детей-сирот - 11,1 тыс.);
129 стационарных учреждений социального обслуживания для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками (в них детей-сирот - 13,5 тыс.).
Сложившаяся система работы по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет обеспечить передачу на воспитание в семьи граждан большинства детей младшего возраста, не имеющих серьезных заболеваний.
Анализ лучшей практики организации работы по устройству и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, в различных субъектах Российской Федерации, показывает следующее:
более 30% детей, попадающих в организации для детей-сирот, могут быть после проведения необходимой профилактической и реабилитационной работы с их родителями возвращены в родную семью;
до 60% детей, находящихся в организациях для детей-сирот, могут быть устроены в приемные семьи;
лишь не более 10% детей нуждаются в пребывании в организации для детей-сирот на долгосрочной или постоянной основе.
Сегодня многие организации для детей-сирот не располагают в полном объеме необходимыми условиями для содержания, воспитания, образования и социализации детей.
Существуют проблемы с комплектованием организаций для детей-сирот квалифицированными кадрами, знающими специфику работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Периодически выявляются факты нарушения прав воспитанников работниками организаций для детей-сирот, включая случаи жестокого обращения с детьми.
Деятельность по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот не всегда носит последовательный, продуманный характер. Данные обстоятельства приводят к созданию конфликтных, травмирующих ситуаций в организациях для детей-сирот, в том числе влекущих за собой причинение вреда жизни и здоровью детей.
Необходимо учитывать, что формальный подход к процессу реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот, выражающийся в их безальтернативном закрытии в возможно короткие сроки и передаче детей на воспитание в семьи граждан без предварительного создания системы подготовки и комплексного сопровождения приемных семей, является недопустимым.
Министерство образования и науки Российской Федерации последовательно ориентирует субъекты Российской Федерации на необходимость взвешенного подхода к реформированию организаций для детей-сирот. Ни в коем случае не ставится задача ликвидировать все детские дома как самоцель. Работа по сокращению количества указанных учреждений должна вестись поэтапно, по мере создания необходимых условий для устройства детей в семьи граждан. Для детей, которых не удается в короткие сроки устроить в семью (а мы все понимаем, что такие дети есть и будут), целесообразно обеспечить создание учреждений с малой наполняемостью и близкими к семейным условиями проживания и воспитания.
С учетом специфики осуществляемых организациями для детей-сирот функций в настоящее время в Семейном кодекса в целом сохранился существующий в настоящее время подход к их классификации (образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги).
Вместе с тем, должна быть произведена некоторая корректировка указанного подхода с учетом изменений в государственной социальной и образовательной политике и законодательстве Российской Федерации.
2 июля 2013 года принят Федеральный закон № 167-ФЗ, который наделил Правительство Российской Федерации полномочиями по определению (статья 155.1 Семейного кодекса) порядка деятельности организаций для детей-сирот.
Эти полномочия позволят определить необходимые требования и обеспечить создание в организациях для детей-сирот, независимо от их ведомственной принадлежности, условий воспитания детей, приближенных к семейным, использование ресурсов организаций для детей-сирот в деятельности по семейному устройству и социальной адаптации детей-сирот, разукрупнение сети организаций, повысить эффективность межведомственного взаимодействия в сфере защиты прав детей-сирот.
Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым будут определяться такие требования, у вас имеется в раздаточных материалах.
Кроме того, на розданных вам дисках записаны все нормативные акты и методические рекомендации по вопросам деятельности организаций для детей-сирот.
Проектом постановления предусматривается, что в организациях для детей-сирот должны быть созданы благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей.
При этом наполняемость организации для детей-сирот не должна превышать 60 детей. Проживание детей должно быть организовано в семейных жилых ячейках (блоках) квартирного типа, численность детей разного возраста и состояния здоровья в которых не превышает для медицинских организаций 6 человек, для образовательных организаций и организаций, оказывающих социальные услуги 6 - 8 человек, в том числе не менее 2 детей младшего возраста.
Жизнедеятельность организаций для детей-сирот должна быть организована по принципу семейного воспитания.
Подобный подход к организации жизнедеятельности детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующий основным принципам и условиям семейного воспитания, должен способствовать формированию у них социальной компетентности, развитию навыков самостоятельной жизни.
В качестве основного критерия отнесения организации для детей-сирот к образовательной организации, медицинской организации или организации, оказывающей социальные услуги, предлагается рассматривать основной вид деятельности, осуществляемый такой организацией. Для образовательной организации для детей-сирот основным видом деятельности будет являться осуществление образовательной деятельности, для медицинской организации – осуществление медицинской деятельности, для организации, оказывающей социальные услуги, – соответственно оказание социальных услуг (включая содержание и защиту прав детей, оставшихся без попечения родителей).
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2016 г. необходимо определить основной вид деятельности организаций для детей-сирот, относящихся в настоящее время к образовательным организациям.
В связи с этим, учитывая, что большая часть существующих в настоящее время образовательных учреждений (детских домов) как таковую образовательную деятельность не осуществляют, представляется целесообразным осуществить их перевод в систему социальной защиты населения.
При этом решение в отношении каждой организации для детей-сирот должно приниматься индивидуально с учетом региональных особенностей, в том числе возможности организации обучения воспитанников соответствующей организации в близлежащих общеобразовательных организациях, а также перспектив реструктуризации сети организаций для детей-сирот на территории субъекта Российской Федерации.
По вопросу сохранения льгот педагогических работников образовательных организаций для детей-сирот в случае изменения основной их деятельности, необходимо отметить, следующее.
Согласно поручению Правительства Российской Федерации (протокол совещания у Голодец О.Ю.) в течение трех месяце с даты принятия постановления Правительства Российской Федерации, о котором я уже упоминала, Минтруд России и Минобрнауки России должны будут обеспечить принятие необходимых нормативных актов в целях реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей-сирот.
Коллеги, нами вместе уже довольно много сделано, и в самом начале своего выступления я приводила цифры позитивных результатов нашей совместной работы. Но вместе с тем, мы все прекрасно понимаем, что еще больше предстоит сделать.
На федеральном уровне следует обеспечить завершение разработки (корректировки) законодательной и нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы организации деятельности организаций для детей-сирот с учетом современных требований и приоритетов политики деинституционализации.
Законы субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие указанные вопросы, должны в том числе определять:
перечни организаций для детей-сирот, осуществляющих деятельность на соответствующей территории, их организационно-правовую форму;
перечни и стандарты качества предоставляемых указанными организациями услуг;
порядок и нормативы финансирования деятельности организаций для детей-сирот;
нормы материального обеспечения и меры социальной поддержки детей, находящихся в организациях для детей-сирот;
компетенцию и порядок организации деятельности органов и учреждений различной ведомственной принадлежности в сфере обеспечения содержания, воспитания и развития детей, находящихся в организациях для детей-сирот, оказания им образовательных, медицинских, социальных услуг, защиты их прав и законных интересов на уровне муниципального образования, субъекта Российской Федерации.
Хочу обратить особое внимание представителей органов власти субъектов Российской Федерации на поручение О.Голодец № ОГ-П8-266пр по итогам прошедшего на прошлой неделе (7 ноября 2013 г.) селекторного совещания.
Субъектам Российской Федерации необходимо до 6 декабря 2013 г. разработать планы мероприятий (программы) по обеспечению семейного устройства детей-сирот. При этом эти программы должны предусматривать:
- ежегодные показатели, характеризующие достижение ожидаемых результатов;
- установление мер по стимулированию руководителей организаций для детей-сирот к расширению форм и методов семейного устройства воспитанников, включая учет результатов таких действий при оценке эффективности их деятельности.
Воспитание, защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей - серьезная и в высшей степени ответственная задача. Мы должны создать все условия, чтобы каждый ребенок был окружен вниманием, смог обрести близких и родных людей, тепло и уют домашнего очага. И от того, как будут решены эти проблемы - зависят и судьбы детей, и духовно-нравственное благополучие всего общества.
В завершении хочу выразить уверенность в том, что дальнейшая совместная работа в заданном направлении позволит нам решить все поставленные перед нами задачи.
Желаю вам плодотворной работы и всего наилучшего.
Новость за 12 ноября 2013 года
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | 2024 |
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | 2023 |
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | 2022 |
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | 2021 |
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | 2020 |
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | 2019 |
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | 2018 |
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | 2017 |
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | 2016 |
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | 2015 |
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | 2014 |
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | 2013 |
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | 2012 |
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | 2011 |
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | 2010 |
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | 2009 |
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | 2008 |
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | 2007 |
12.11.2013
Всероссийский съезд руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей