Приемным родителям иногда рассказывают, что если естественные потребности младенца удовлетворяются, то есть его покормили, переодели, укачали и уложили в кровать, то малыш и не замечает, кто заботится о нем: биологическая мать, фостеровская "мать" (воспитатель профессиональной приёмной семьи-прим переводчика), няня или усыновительница. Однако Кэролл Уильямс, социальный работник, профессор по социальной работе в UCLA, считает, что даже младенцы, которым всего несколько месяцев, могут испытывать трудности с адаптацией после переезда в приемную семью. Малыши замечают изменения в питании, в окружающей их цветовой гамме, в запахах, в обстановке. «Возможно, они не понимают, что конкретно изменилось, но они, безусловно, понимают, что какие-то изменения произошли», - говорит Кэролл Уильямс.
В то время как старшие дети, как правило, реагируют на изменившуюся обстановку поведением, младенцы отзываются на перемены соматически: обычно возникают проблемы со сном и с питанием. Ребенок может отказываться от еды, выплевывать пищу, у него может начаться расстройство желудка или диарея. Возможны также проблемы со сном: малыш с трудом засыпает, мало и нерегулярно спит. Может возникнуть общая раздражительность. «Не удивляйтесь, если ребенок будет плакать сутки напролет без видимой причины», - предупреждает Уильямс.
Она также советует родителям обращать внимание на мимику малыша, интонации голоса, телодвижения, то есть на те вещи, с помощью которых ребенок пытается выразить свои эмоции. Уильямс говорит, что если у младенца возникли проблемы, нужно показать его педиатру, чтобы определить, не вызвана ли раздражительность или нарушенное пищеварение медицинскими причинами. Но если медицинские отклонения отсутствуют, родителям нужно признать, что таким образом малыш реагирует на едва заметные перемены, связанные с переездом в другую семью. «Многие из нас отрицают, что младенцы могут реагировать на смену обстановки, - говорит Уильямс. – Но важно знать, что она действительно может вызвать определенные реакции». У малышей, попавших в приемную семью сразу после рождения, обычно не возникает проблем, потому что они еще нигде не находились достаточно долгое время, чтобы привыкнуть к определенным запахам, звукам или распорядку дня. А дети, жившие в фостеровских семьях или с биологическими родителями хотя бы несколько месяцев, замечают, что окружающая обстановка изменилась, пусть даже они и не осознают, что человека который заботился о них раньше уже нет рядом. Дети же от 6 до 9 месяцев уже осознают, что они потеряли конкретного человека. Если ребенок был отдан в приемную семью после 9 месяцев, то он проходит те же эмоциональные стадии, что и старшие дети, и взрослые, говорит Уильямс.
Сначала малыш не верит, что он потерял человека, который о нем заботился, и пытается его искать, потом он приходит в ярость, которая выражается безутешным плачем, затем наступает депрессия, проявляющаяся в безразличии к игрушкам и еде, и после происходит примирение с новой ситуацией. «Эти фазы могут присутствовать и у детей раннего возраста, но у них они не обязательно идут в этом порядке и сменяют одна другую», - говорит Уильямс. Реакцию на перемещение родители могут заметить уже на второй день после приезда ребенка, а возможно, что малыш будет держать в себе свои эмоции, и они выплеснутся спустя месяцы, когда ребенок начнет привязываться к приемным родителям и его будут преследовать страхи, что его опять могут перевезти в другое место, считает Уильямс.
По ее мнению, дети, пережившие не одно перемещение, могут реагировать на последний переезд менее остро; это зависит от того, сколько семей сменил ребенок, как сильно он был привязан к людям, заботившимся о нем, и насколько полноценной была эта забота. «Некоторые малыши могут спокойно отнестись к переезду в новый дом, потому что они не чувствовали привязанности к предыдущей семье», - говорит Уильямс. А у других детей – наоборот, все чувства, связанные с перемещениями из семьи в семью накапливаются и на последний переезд они реагируют наиболее остро. Младенцы не могут выражать свои эмоции словами, поэтому родителям нужно позволить им делать это так, как они могут – поведением, и стараться всячески поддерживать малышей. Это значит, что нужно много носить ребенка на руках, укачивать его, даже если на первый взгляд это не приносит ему успокоения. Приемные родители должны попытаться как можно больше узнать о том, как кормили ребенка, как его купали и как держали на руках и где он спал в его предыдущем доме, считает Уильямс. И в первое время усыновителям нужно постараться максимально точно воспроизвести эти условия. Одни малыши привыкли, чтобы их носили на спине, другие любят сидеть в сумке-кенгуру.
Некоторым делали в ванне массаж, а другие привыкли спать в одной комнате с остальными членами семьи. Один социальный работник из Мичигана советует усыновительницам узнать, какими духами душилась фостеровская "мама" ребенка и какую одежду она носила, и приобрести такие же вещи, чтобы облегчить процесс адаптации ребенка. Для приемных родителей очень важно чувствовать поддержку и одобрение окружающих, прежде чем они научатся любить своего ребенка, говорит Уильямс. Возможно, они представляли себе некую идиллию, которая начнется у них сразу, как в их семье появится ребенок, а вместо этого им приходится ночи напролет ходить туда-сюда по квартире, укачивая кричащего малыша, которого они не знают и пока еще не любят.
У родителей должна быть своя система поддержки в этот критический период – друзья, которые могут позаботиться о них и не будут ждать жизнерадостного ответа на вопрос о том, как дела у нового ребенка, говорит Кэролл Уильямс.
«ШКОЛА ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ» ©