Важным фактором в создании условий, обеспечивающих соблюдение прав детей-сирот в школе, в обществе, семье является правовая культура замещающих родителей. Недостаточный уровень правовой культуры создает предпосылки для нарушения или неполной реализации личных прав детей-сирот.
В ходе проведенного мониторинга установлено, что у большинства замещающих родителей отсутствуют элементарные знания существующей законодательной базы, защищающей права ребенка и права родителей (вопросы 7-8 оставили без внимания от 25 до 32 % опрошенных).
Между тем, правовая культура формируется на фундаменте существующей законодательной базы и при наличии высокой степени мотивации позволяет овладеть знаниями в сфере соблюдения прав человека.
В юридической помощи нуждается (40%) из числа опрошенных, что свидетельствует о правовой неосведомленности замещающих родителей, с одной стороны, и потребности защитить права приемных детей и свои собственные, с другой стороны. Наибольшее число респондентов нуждаются в юридической помощи, связанной с реализацией жилищного законодательства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Изучение отношения замещающих родителей к проблеме насилия в целом и к правам приемных детей в семье и школе, проблеме насилия в семье, в частности, показывает:
- существует проблема насилия в семье, школе, социуме по отношению к детям-сиротам;
- самым распространенным является физическое насилие и физическое воздействие;
- недостаточно обозначена замещающими родителями проблема вербального и психологического насилия (на эти формы насилия указало только 0, 5 % опрошенных);
- следует выделить небольшую группу родителей (9%), которые определяют насилие как ущемление прав ребенка, нарушение неприкосновенности и подавления личности;
- недостаточна информированность замещающих родителей о правах детей, в том числе детей-сирот и лиц из их числа, и собственных правах.
Ментальные установки отношения к насилию (на примере пословиц и поговорок) показали, что в целом замещающие родители относятся негативно к тем пословицам и поговоркам, которые предлагают силовые методы решения семейных проблем.
При этом 62,6 % родителей считают, что наказание как метод воспитания ребенка необходим. В то же время мы видим, что большая часть используемых форм наказания ребенка не затрагивает базовые потребности ребенка, не направлено против его базовых интересов и прав. В основном, это лишение или ограничение развлечений, удовольствий. Многие родители считают, что надо обсуждать с ребенком его проступки, договариваться.
Анализ ответов родителей показывает, что школа не гарантирует безопасность детей. По мнению замещающих родителей, многие дети испытывают беспокойство в вопросах сохранности вещей в школе – 27, 8 %; 24, 3 % считают, что учителя могут унизить ребенка, 34,8 % респондентов ответили, что другой ученик может обидеть ребенка в школе; 17, 7 % респондентов считает, что к детям-сиротам относятся не так, как к остальным учащимся. 12 % замещающих родителей не смогли ответить на эти вопросы, что говорит об их недостаточной осведомленности по данному вопросу, либо о нежелании говорить на эту тему.
Показатели уровня защищенности всей замещающей семьи в социуме выглядят достаточно благоприятно. Однако стоит отметить, что 20, 9 % указали на то, что специалистами ведутся разговоры, касающиеся семей приемных, опекаемых детей, а 16, 9 % утверждают, что вопросы их личной жизни становились достоянием публичного обсуждения. 12, 9 % замещающих родителей затруднились ответить на этот вопрос. Таким образом, в ряде случаев вопросы личной жизни ребенка и его семьи становились достоянием гласности.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема соблюдения прав детей-сирот на защиту от всех форм насилия в образовательных учреждениях и на улице, во дворе существует. Справедливости ради, следует заметить, что, на наш взгляд, эта проблема не только социального статуса детей-сирот, но и общая проблема современного общества.
Решение этой проблемы связано помимо прочих факторов с повышением уровня правовой культуры и правовой информированности самих замещающих родителей.
Большинство респондентов ответило положительно, 62, 8 %, отмечают, что владеют достаточной информацией, по вопросам жестокого обращения; 25, 7% респондентов заявило, что такой информации недостаточно или ее нет. 7, 2 % затруднились ответить на этот вопрос. Актуальными вопросами, которые хотелось бы обсудить, замещающие родители называют следующие:
- защита от насилия детей на улице, в школе;
- эмоциональное насилие, моральное оскорбление;
- как избежать психологического насилия в школе;
- допустимые методы наказания;
- жилищные вопросы;
- юридическая защищенность детей;
- реализация права на медицинское обслуживание, образование;
- сексуальное насилие.
Анализ вопроса 43 показывает очевидное не знание замещающими родителями правовых документов, регулирующих вопросы домашнего насилия. 68,1 % опрошенных не смогли назвать ни одного законодательного документа по данной теме. При этом 25, 9 % откровенно написали, что не знают правовой базы по данному вопросу. Наиболее часто упоминаются Семейный Кодекс РФ – 161 чел.,17, 3 %; Уголовный Кодекс РФ – 144 чел., 15, 5 % от числа опрошенных.
Данные мониторинга убедительно показывают необходимость системного правового просвещения и обучения замещающих родителей.
Соблюдение права ребенка на личную жизнь. Для большинства замещающих родителей важной ценностью являются такие понятия как «личная жизнь, личное пространство». Замещающие родители отметили, что существует проблема соблюдения права ребенка и семьи на личную жизнь и личное пространство. 39, 82 % опрошенных считает, что право на личную жизнь соблюдается в школе, 45, 30 %, утверждают, что это право соблюдается лишь частично. Около 15 % вообще не смогли или не захотели ответить на этот вопрос. 36, 22 % респондентов указали, что в классе обсуждались отношения, сложившиеся между мальчиками и девочками. 23, 8 % ответили, что в присутствии других детей обсуждались семейные проблемы, что является вторжением в частную жизнь человека.
Ответы демонстрируют уважительное отношение самих замещающих родителей к правам и человеческому достоинству ребенка. Подавляющее большинство респондентов считают, что нельзя читать личные дневники ребенка – 82, 9 %. Только 6, 6 % ответил утвердительно.
Вопросы 33 и 34 помогают понять уровень защищенности не только приемных детей, но и всей замещающей семьи в социуме. Эти показатели выглядят достаточно благоприятно. Однако стоит отметить, что 20, 9 % указали на то, что специалистами ведутся разговоры, касающиеся семей приемных, опекаемых детей, а 16, 9 % утверждают, что вопросы их личной жизни становились достоянием публичного обсуждения. 12, 9 % замещающих родителей затруднились ответить на этот вопрос.
Некоторые рекомендации по результатам исследования:
1. Необходимо системное правовое просвещение и обучение замещающих родителей.
2. Повышение информированности специалистов, педагогов, обеспечение их информационными, просветительскими, методическими материалами. Создание учебно-методического комплекса для специалистов служб сопровождения замещающих семей.
3. Издание и обеспечение замещающих родителей специальной юридической и справочной литературой.
4. Повышение правовой культуры замещающих родителей, педагогов, специалистов, изменение их отношения к соблюдению прав детей через проведение консультаций, встреч с родителями, издание буклетов, брошюр, другой литературы, способствующей расширению знаний и правовой информированности замещающих родителей.
5. Создание системы мониторинга соблюдения прав детей-сирот в замещающих семьях, в образовательном учреждении.
Создание системы взаимодействия ЦПМСС со службами и учреждениями, деятельность которых направлена на реализацию прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Более подробную информацию можно найти на странице проекта