eng.GIF, 1,5kB rus.GIF, 1,4kB
Авторизация пользователя
Логин
Пароль
Зарегистрироваться

Вы можете помочь!




Новость за 20 октября 2010 года

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2024
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2023
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2022
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2021
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2020
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2019
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2018
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2017
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2016
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2015
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2014
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2013
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2012
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2011
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2010
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2009
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2008
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2007
20.10.2010
Исследование. Раздел 4

Раздел 4.

 

Соблюдение права ребенка на личную жизнь

   В Конвенции прав ребенка указано: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь… Ребенок имеет право на защиту от такого вмешательства и посягательства». Вопросы, выбранные для анализа, дают лишь общее представление, но даже при этом можно увидеть, что далеко не всегда отношение общества, школы к личной жизни детей соответствует законодательным нормам.

  Вопросы 30 – 35 опросного листа касаются этого аспекта.

  На наш взгляд, интересно, как определяют замещающие родители такие понятия, как «личная жизнь, личное пространство». Обработка данных открытого вопроса 30 опросного листа, ранжирование ответов по степени их значимости для замещающих родителей дает следующие результаты. Наиболее важным является «наличие комнаты или ее части, место для уединения, свои вещи, игрушки, т.п.» - 49, 5 % опрошенных. Вторым по значимости ответом является ответ: «У ребенка должны быть свои секреты, тайны» - 20, 3 %.  На третьем месте – «иметь свои интересы, увлечения» - 13, 9 %. Важным выбором является также «выбор друзей и общение с ними» - 12, 5 % респондентов. Отрадно, что среди ответов встречаются также:

- возможность самостоятельно ориентироваться;

- свобода действий, самореализация;

-  право свободно выражать свое мнение;

- желания, потребности, с которыми взрослый должен считаться;

- тайна переписки, телефонных переговоров.

Вопрос 30 .

Как вы понимаете право на личную жизнь и личное пространство?

Варианты

 

Опекуны

Приемные родители

Усыновители

Итого

Наличие комнаты или ее части, свои вещи, игрушки.

 

215

 

 

234

 

 

12

 

 

461

 

У ребенка должны быть  секреты, тайны

 

83

 

104

 

2

 

189

 Свои интересы, увлечения

 

49

 

73

 

7

 

129

 Право выбора друзей, общение с друзьями

 

56

 

55

 

5

 

116

 

     Интересными  для нас являются также ответы замещающих родителей на вопрос 31:  «Соблюдается ли право приемных детей на личную жизнь?».

    376 замещающих родителей  (39,82 %) считает, что право на личную жизнь соблюдается в школе, почти столько же 332 чел.(45,30%) утверждают, что это право соблюдается лишь частично. Около 15 % вообще не смогли или не захотели ответить на этот вопрос.

Вопрос 31.

Право на личную жизнь соблюдается.

376 замещающих родителей (39, 82 %) считает, что право на личную жизнь соблюдается в школе, почти столько же 332 чел., 45, 30 %, утверждают, что это право соблюдается лишь частично. Около 15 % вообще не смогли или не захотели ответить на этот вопрос.

 

Все замещающие родители

 

В школе

В семье

В полной мере

376

599

Частично

332

184

Не соблюдается

12

1

Не ответили

 

 

     Ответы на вопрос 32 уточняют эту позицию замещающих родителей.

     Обсуждение в классе отношений, сложившихся между мальчиками и девочками, является вмешательством в личную жизнь ребенка, несоблюдением гарантированного им права. 36,22% опрошенных указали на подобного рода случаи в школьной жизни. Обсуждение в присутствии других детей семейных проблем ребенка, какие бы они ни были, его социального статуса, также можно расценить как вмешательство в личную и семейную жизнь ребенка. Здесь ситуация несколько лучше. Но и в этом случае 23,8 % отметили подобные факты. Письма, записки и дневники являются несомненным атрибутом личной жизни ребенка. Часто только личному дневнику ребенок доверяет свои самые сокровенные мысли, заветные мечты.  42 замещающих родителя (4,5%) указали на то, что учитель отбирал и читал личные дневники, записки, письма детей, что является явным нарушением прав ребенка.

 

Вопрос 32.

В школе имеются случаи, когда:

 

Опекуны

Приемные родители

Усынови-тели

Итого

В классе обсуждались личные отношения между мальчиками и девочками

159

148

 

307

В классе обсуждались отношения, сложившиеся в семье

68

 

52

 

120

В классе обсуждался социальный статус ребенка

46

56

 

102

Учитель отбирал и читал личные дневники, записки, письма детей

19

23

 

42

 

Ответы на вопрос 35 и комментарии к нему демонстрируют уважительное отношение самих замещающих родителей к правам и человеческому достоинству ребенка. Подавляющее большинство респондентов считают, что нельзя читать личные дневники ребенка – 82, 9 %. Только 6, 6 % респондентов ответил утвердительно. 2,5% не определились по данному вопросу. Ценность комментариев в том, что был предложен открытый вопрос и респонденты сами формулировали ответы, выражая собственные мысли, чувства, определяя свое отношение к личным правам ребенка.

 

Вопрос 35.

Как Вы считаете, можно ли читать и обсуждать личные дневники, записки, письма детей?

 

Опекуны

Приемные родители

Усыновители

Итого

Да

38

23

 

61

Нет

370

401

22

795

Не ответили

14

10

 

24

 

В комментариях замещающие родители отмечают, что:

 

  Варианты

 

Опекуны

Прием-ные родители

Усыно-вители

Итого

Это личное, право на личную жизнь

124

166

3

293

 Это личное, неприлично читать чужие письма

41

31

 

72

Можно, для того, чтобы лично знать более подробную информацию о ребенке

 

4

 

4

Если захочет, расскажет сам и даст прочитать 

 

51

57

 

108

У ребенка могут быть свои секреты, его мир, который по какой-либо причине он не может нам открыть

26

35

3

64

В какой-то мере возможно, не афишируя, в интересах ребенка, для контроля  (нужен контроль)

18

 

 

25

1

44

Это нарушение прав ребенка на личную жизнь

10

 

2

1

13

Можно, для того, чтобы лично знать более подробную информацию о ребенке

7

 

 

7

Если есть угроза жизни и здоровью ребенка

11

3

 

 


РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД
Пермское краевое отделение

Пермский краевой фонд поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
© 2009 РЦИ ПНИПУ