Одним из приоритетных направлений социальной политики Правительства Пермского края является устройство детей-сирот на воспитание в семью и закрытие детских домов. Безусловно, это положительные тенденции в реализации права ребенка жить и воспитываться в семье, профилактике социального сиротства и воспитании полноценных граждан общества.
Но наряду с положительными тенденциями устройства детей в замещающие семьи остаются проблемы в воспитании детей, оставшихся в детских домах.
На воспитание в семью активно передаются дети дошкольного и младшего школьного возраста. В учреждениях же в основном остаются подростки (сегодня в детских домах более 80% детей старше 14 лет), как правило, имеющие девиантное поведение или отклонения в состоянии здоровья. В связи с тем, что их не взяли на воспитание в семью, они получают психологическую травму, испытывают чувство ненужности, отверженности. У этих подростков снижается уровень самооценки, возрастает агрессивность, жестокость.
Психологической травмой для воспитанников является перевод в другой детский дом в связи с закрытием того, в котором они провели многие годы жизни, обрели друзей в социуме и школе. Трудности испытывают и воспитанники того детского дома, в коллектив которого вливаются вновь пришедшие дети. Между «старичками» и вновь поступившими детьми на первых порах зачастую складываются неприязненные отношения, возникают конфликтные ситуации.
Процент детей с девиантным поведением в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается естественным путем.
В изменившейся ситуации педагогические коллективы детских домов испытывают трудности при формировании у детей законопослушного поведения, системы ценностей подростка, при изменении отношения к себе и окружающему миру. Это приводит к тому, что дети начинают совершать самовольные уходы из детского дома и правонарушения, порою употреблять спиртные напитки или токсические вещества, совершать преступления.
В связи с этим Пермское краевое отделение Российского детского фонда решило представить на конкурс, объявленный Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проект «Преодолей себя!» и стало победителем конкурса.
Цель проекта - снизить уровень правонарушений, самовольных уходов и бродяжничества воспитанников детских домов, используя в работе с ними новые социальные технологии, в том числе восстановительные, психокоррекционные занятия и методику коллективных творческих дел.
По рекомендации Агентства по управлению социальными службами Пермского края, объектами реализации проекта были избраны 3 детских дома: Краснокамский, Соликамский, Юго-Камский Пермского района, так как в названных учреждениях сосредоточено наибольшее число подростков с девиантным поведением. После реадизации во всех трех учреждениях, проект завершился итоговой конференцией, в которой приняло участие около 100 специалистов из детских домов.
Президиум итоговой конференции
Доклад Председателя Пермского краевого отделения РДФ Р.В. Ершовой по итогам проекта
Имея, своей целью помочь педагогическим коллективам изменить ситуацию в детских домах, проект включал ряд мероприятий, направленных на снижение уровня правонарушений, самовольных уходов и бродяжничества детей. В рамках проекта проведены глубокое изучение причин этих негативных явлений, психотренинги, направленные на коррекцию поведения подростков, формирование законопослушного поведения, адекватной самооценки, адекватного уровня притязаний и мотивации достижения успеха в собственной деятельности.
Ранее методика коллективных творческих дел использовалась в основном в общеобразовательных школах для работы с детским активом. В ходе проекта она применена в работе с воспитанниками детских домов, дети в которых сегодня отличаются зажатостью, заниженной самооценкой, а порою – равнодушием и апатией. Для проведения сборов был сформирован волонтерский отряд, волонтеры обучены технологиям проведения массовых мероприятий с воспитанниками детских домов с использованием методики коллективных творческих дел.
Была проведена диагностика детей и педагогов
Проект предусматривал повышение компетентности специалистов детских домов в работе по профилактике негативных явлений в детской среде. Согласно плану мероприятий проекта с педколлективами проведено обучение применению восстановительных технологий, которые помогут специалистам разрешать конфликты между детьми не только в детском доме, но и в социуме. Выполнена одна из задач проекта - создание служб примирения.
Служба примирения в детском доме в Соликамске
В ходе реализации проекта получены количественные результаты (для 190 воспитанников трех детских домов проведены коррекционные психотренинги; все воспитанники детских домов, начиная с 12-летнего возраста, стали участниками сборов по методике коллективных творческих дел) и качественные результаты (воспитанники получили основы знаний бесконфликтного общения с окружающими и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; попытались сформировать адекватную самооценку, адекватный уровень притязаний и мотивации достижения успеха в собственной деятельности;
нацелили на позитивные жизненные планы).
Ершова Раиса Валентиновна,
Председатель Пермского краевого отделения РДФ
Приложение
Результаты диагностики
Результаты анкетирования
Причины уходов
Что испытывают при уходе
Причины совершения преступлений
Система ценностей
Диагностика педагогов: трудности в профилактической работе с воспитанниками
Чему научились воспитанники
Отношение к будущему
Отношение к себе и окружающим